Маневровый электровоз
Ежегодно для выполнения работы маневровыми тепловозами расходуется около тыс.т дизельного топлива. При стоимости дизельного топлива 31 413 руб. за тонну годовые затраты на приобретение дизельного топлива составляют [1].
Основными направлениями развития отечественного локомотивостроения является разработка и постановка на производство инновационного тягового подвижного состава, обеспечивающего сокращение удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов от 11 до 15 %, имеющего улучшенные тяговые свойства, обладающего улучшенными показателями надежности и отвечающего высоким экологическим требованиям.
Одним из эффективных способов снижения удельных расходов топлива является разработка инновационных маневровых многодизельных тепловозов, маневровых гибридных тепловозов и маневровых газотепловозов, работающих на сжиженном природном газе.
Официальные результаты эксплуатации двух и трехдизельных тепловозов, опубликованные в [2], показывают возможность экономии топлива от 24 до 31 % и снижение выбросов окиси углерода (CО) 25 и 33 % соответственно.
Благодаря применению гибридных силовых установок, содержащих дизель-генератор и накопители электроэнергии [1 А.В. Зубихин, В.В. Кобылянский, А.Н. Тарасов, Е.В. Федоров, В.Н. Малахов, А.В. Дубинин Маневровый тепловоз с гибридной силово установкой SinaraHybrid] или аккумуляторные батареи с большой электрической емкостью, дизель-генератор работает по характеристике оптимальной топливной экономичности при минимальном выделении вредных веществ с выпускными газами [2 Коссов В.С. Технические требования ОАО «РЖД» к дизельным двигателям тепловозов нового поколения]. Согласно данным, опубликованным в [3 ТЖД №3(23) август 2013 г. О.В.Кравченко. Инновационный маневровый тепловоз ТЭМ35 с комбинированной (гибридной) установкой ], технический результат использования гибридных тепловозов выражается в достижении экономии топлива от 20 до 30 % в зависимости от условий эксплуатации и режимов работы тепловоза.
Эксплуатация маневровых газотепловозов обеспечивает высокие экологические требования и снижает эксплуатационные расходы владельцев парка тепловозов.